«Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Евангелие от Луки, 10 глава, 25-37 стихи).
О чем эта притча? Эта притча о том, как своего врага сделать своим ближним.
Сказал Господь: «Любите и врагов своих». Самарянин был врагом несчастному иудею, тем не менее, он воистину стал ему ближним. Более близким даже, чем священник и левит, более остальных призванные исполнять закон Божий – закон любви. Притча о милосердном самарянине показывает нам, что для выполнения заповедей Господних нет отличий между людьми ни религиозных, ни конфессиональных, ни национальных, ни социальных: все люди в этом отношении должны быть равными для нас. Все, кто нуждается в нашей помощи, являются ближними нашими. И даже когда в помощи нуждается наш враг, то, возлюбив его, мы делаем его своим ближним.
На самом деле в жизни есть только две дороги. Одна – из Иерихона в Иерусалим, это дорога праведника. Потому что Иерусалим – это город Правды, «город Святой» (книга пророка Неемии, 11.1), «город великого Царя» (Псалом 47, 2-3 стихи).
Иная же дорога – дорога грешников – это дорога из Иерусалима в Иерихон. На библейском языке Иерихон – город языческий, город служения «похоти и любостяжанию, которые есть идолослужение» (см. Послание апостола Павла к колоссянам, 3.5). И на этой дороге обязательно подстерегают нас разбойники, как духовные, так и физические, которые обдирают нас и наносят нам тяжелые раны.
И если, не дай Бог, собьемся мы с истинного пути праведности и упадем в руки разбойников, то горе нам, ежели не повстречается нам сей «милосердный самарянин». Если не перевяжет наши раны, помазав их елеем милосердия и вином истины, исцеляющими от всякого недуга духовного и физического, изменяющими разум и веселящими сердце наше.
Хочу завершить данную статью словами епископа Аверкия: «Не на людей нам надобно смотреть, а на собственное сердце, чтобы не было в нем холодности жреца и левита, а было милосердие самарянина. Если будешь рассудком различать между ближними и не ближними, то не избегнешь жестокой холодности к людям, и будешь проходить мимо несчастных, нуждающихся в твоей помощи...
Милосердие – вот условие наследования вечной жизни...»
.vedmedenko.org